Первые люди на землях Северо-Западного Кавказа, по данным археологов, появились более 1 миллиона лет назад. Многочисленные стоянки древних людей обнаружены по северному и южному склонам Кавказского хребта в пределах Краснодарского края. В 1926-1928 годах возле поселка Ильского обнаружена стоянка первобытного человека, возраст которой, по данным археологов, около 300 тыс. лет. Археологические находки показали, что уже в то время люди пользовались огнем и вели коллективную охоту на крупных диких зверей, занимались собирательством трав, диких плодов и ягод. Это была эпоха палеолита, т. е. древнекаменный век. Затем последовала эпоха среднекаменного века (мезолита), а потом уже эпоха разумного человека — новокаменный век — неолит. Стоянки различных древних эпох найдены в окрестностях посёлка Саук-Дере, по Черноморскому побережью в районе Адлера и Сочи, на Таманском полуострове в урочище «Богатырь». Около 5 тыс. лет назад на Северном Кавказе начинается эпоха раннего металла. Первым металлом была медь. Из меди выплавлялась бронза. Этот период получил название «бронзовый век». Какие племена жили в то время на Кавказе — в настоящее время не известно. Но это были в основном, скотоводческие племена, у которых, если и было земледелие, то только на начальном этапе. В VIII веке до н. э. на Северном Кавказе появляется железо. Это был новый период в развитии человечества. Появляется железный меч, железный топор и железный плуг. Использование железного плуга дало возможность повысить эффективность хлебопашества. Появились оседлые племена на основе земледелия. Благодаря письменным источникам более развитых древних цивилизаций, впервые становятся известными названия племён и народов, населяющих в то время земли Северного Кавказа, Крыма, Тамани и Восточного Приазовья. По свидетельству «отца истории» Геродота, жившего в V веке до н. э., Восточное Приазовье и современную Кубань с VIII века до н. э., населяли воинственные кочевники киммерийцы. ВVI веке до н. э. через Кубанские земли в Закавказье прошли скифы. В районе поселка Саук-Дере археологами обнаружены скифские стоянки, датируемые V–VI веком до н. э., скифское клинковое оружие и другие предметы, связанные с пребыванием скифов на наших землях. С V века до н. э. в трудах античных авторов среди народов, населяющих Приазовье и дельту Кубани упоминаются оседлые земледельческие племена меотов. К меотам древние греки относили множество мелких племен, живущих по берегам Меотского озера (Азовского моря), на землях современной Кубани и в Закубанье. Это синды, дандарии, досхи, торреты, фатеи, агры, аррехи и множество других. Кстати, на территории Славянского района по данным археологов жили племена дандариев. На рубеже V–IV веков до н. э. у меотов появляются крупные города-поселения и первые государственные образования. Например, археологическим памятником того периода является древнее городище на хуторе Красная Батарейка Крымского района. Первые раскопки в 1929 году произвела археологическая экспедиция Новороссийского музея. Более детальные раскопки были сделаны экспедицией Краснодарского краеведческого музея, под руководством ведущего археолога Н. В. Анфимова. Это был город-крепость синдов, основанный в V веке до н. э. Город был окружен кольцевым валом. По валу шла крепостная стена общей протяженностью по окружности 3 км 700 м. Это был пограничный город древнего меотского государства Синдика. О древнем государстве синдов упоминают многие античные авторы. Это первое известное государственное образование, куда в V веке до н. э. входили нынешние земли Славянского района. В 480 году до н. э. из греческих городов-колоний Восточного Крыма и Таманского полуострова создается Боспорское царство, и к середине IV века до н. э. древняя Синдика была завоевана Боспором, но вплоть до II века до н. э. сохраняла свою государственность в составе Боспорского царства. Город-крепость синдов на месте нынешнего хутора Красная Батарейка возле города Крымска, становится пограничным городом Боспорского царства и в античных документах именуется «Лабрита».Но на некоторых древних картах древний синдский город Лабрита располагается на левом берегу современной реки Протока. (Современный Славянский район).

 В конце II века до н. э. на земли Северо-Западного Кавказа приходит одно из многочисленных сарматских племен — Сираки. Сираки были кочевниками, но смешавшись с оседлым меотским населением, начали вести смешанное земледельческо-скотоводческое хозяйство. Началось формирование новых племен и народов. Уже в I веке до н. э. древнегреческий географ Страбон в своем труде «География», наряду с меотами и сираками, описывает новую общность — зихов. В 107 году до н. э. Боспорское царство было завоевано Понтийским царством Митридата VI Евпатора (современная Турция). В 63 году до н. э. Боспорское царство было завоевано римлянами и стало вассалом Римской империи. Во II веке уже нашей эры на земли Приазовья и современной Кубани вторглись очередные сарматские племена аланов. Оседлые племена меотов и зихов начали уходить в более спокойные места, на левый берег Кубани, в Закубанье. В предгорьях Кавказа в те времена с древних времен расселялись племена сигов или сагинов. Начался очередной процесс смешения племен и народов. Меоты, зихи и сагины послужили основой для формирования многих адыгских племен. Сагины, жившие на равнинных землях, смешавшись с меотами и зихами, получили различные названия: шапсуги, натухайцы, бжедухи, жанеевцы, махошь и другие (всего 15 племен). Сагины, жившие в горах, смешавшись с зихами и меотами, получили от соседствующих с ними абхазов, новое название — джигеты. Местность, населенная этими новыми племенами, называлась до появления на наших землях татаро-монгол и Зихия, и Джигетия. Примечательно, что византийские историки все народы, населяющие земли Северо-Западного Кавказа называли зихами. А арабские историки во все времена имя зихов не упоминали, а все кавказские народы называли КАСА или КАСАГ. Скорей всего, по этой причине в VIII веке н. э. в византийских и арабских источниках  появился термин — Касоги. На картах Византийского императора Константина Багрянородного в Х веке н. э. на Северном Кавказе обозначены 3 государственных образования: Зихия, Папагия и Казакия. Причем Папагия расположена на правобережье Кубани, Зихия на Левобережье, а Казакия в районе Пятигорска. На арабских картах вся территория Северо-Западного Кавказа обозначалась как «Казакия». И это Х век н. э. Русские летописи под 965 годом н. э. описывают поход русского князя Светослава Игоревича. Взяв хазарский город Саркел на Дону, Светослав победил ясов и касогов, живших на нижней Кубани (т.е. на наших нынешних землях). С X века наши нынешние земли входили в состав русского Тмутараканского княжества Киевской Руси. Вернёмся к событиям начала нового тысячелетия, т. е. первых веков н. э. В III веке н. э. кочевников алан побеждают готы, в 375 году по землям Северо-Западного Кавказа, сметая все на своем пути, прошли гунны. И уже с V века н. э. Правобережная Кубань стает землей кочевников, а Левобережье — землей оседлых адыгских народов. К тому времени Боспорское царство настолько ослабело, что мирным путем вошло под протекторат Византийской империи. Боспорский царь потерял право на царский титул, и назывался уже только «другом Кесаря». Народы Зихии и Джигетии попадают под влияние Византии, тем более, что христианство на их землях распространилось еще в первые века н. э. Но в VI веке зихи начинают первые военные действия против Византии. В конце VI века н. э.Зихия стает частью Аварского каганата, затем Тюрского каганата. С 635 года н. э. Зихия входит в состав Великой Булгарии, а с начала VIII века — Хазарского каганата. Зихия была завоевана Тмутараканским князем Мстиславом только в 1022 году. В личном поединке Мстислав победил касожского князя Редедю, после чего зихи и касоги признали над собой власть русского князя. Мстислав поступил мудро. Крестил сыновей Редеди, выдал свою дочь за одного из сыновей Редеди, поэтому среди зихов и касогов считался своим князем. (Дворянские рода Ушаковых и Гагариных — это потомки касожского князя Редеди). Зихи и касоги участвовали во всех военных походах русских князей, переселялись русскими князьями на окраинные земли обширного древнерусского государства. В том числе послужили основой для формирования днепровского и донского казачества. С начала XII века Тмутараканское княжество прекращает свое существование. На землях современной Кубани появляются половцы, Зихия опять попадает под влияние Византии, и в бывшей Тмутаракани садится на престол «архонт Матрахи, Зихии и Хазарии». В конце XII века зихи начинают военные действия против Византии за свою независимость, и с 1204 года в Матрахе (современной Тамани) садится на престол уже Старший князь Зихии. В 1223 году на землях Кубани появляются первые отряды татаро-монгол. Но завоевать Зихию не смогли. Татаро-монголы дают всем народам Северного Кавказа новое название — Черкесы. (Чери-кеси, в переводе означает — «вооруженный народ»). Второй поход татаро-монгол в 1237 году на земли «кубанских черкес», также закончился для татаро-монгол безрезультатно. Зихию уже официально называют в летописях Западной Черкессией, а князь Зихии уже именуется князем Западной Черкессии. Столицей Западной Черкессии считают Матарху (современная Тамань). Военные действия между черкесами и татаро-монголами с небольшими перерывами, продолжаются до 1277 года.Монгольский полководец Ногай сумел привести к покорности только Правобережную Кубань, и Зихия-Черкессия разделилась на 2 части: собственно  Черкессия на Правобережье Кубани, подконтрольная татаро-монголам, и Белая Зихия (т.е. свободная) на Левобережье, вплоть до Кавказских гор. В 1325 и 1334 году хан Золотой Орды Узбек лично возглавляет два масштабных военных похода на левобережные земли Кубани, но Белая Зихия, или левобережная Черкессия остается вольной и свободной вплоть до середины XIX века. И только Российская империя, ценой огромных жертв с обеих сторон, смогла завоевать так называемое Закубанье, и передвинуть свои границы в горы Кавказа, до современного разграничения с Абхазией. В XIV веке н. э., живший в наших краях генуэзец Джорджио Интерниано написал книгу «Жизнь зихов, именуемых черкесами». В этой книге говорится: «Зихами они зовутся на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их черкесами, а сами они называют себя адыгами». Так в XIV веке появился официальный термин «адыге», для обозначения племен и народов Северо- Западного Кавказа.

 Самыми многочисленными и агрессивными считались в ту пору адыгские племена жанеевцев. Жанеевцы занимали огромные территории Тамани, восточной части Крымского полуострова, восточное Приазовье вплоть до Дона, нижнее течение Кубани и часть Закубанья, включая предгорья Кавказа. В нижнем течении Кубани земли жанеевцев граничили с землями темиргоевцев, примерно посередине между современными Славянском-на-Кубани и Краснодаром.Жанеевцы были основным населением Белой Зихии, вольной и свободной. Из Закубанья отряды жанеев производили опустошительные набеги на татаро-монгольские улусы. Пик расцвета жанеев приходился на XV–XVI век. В те времена существовало два мощных государственных объединения жанеев: княжество Большая Жана, и княжество Малая Жана. Большая Жана занимала территорию от Крыма до реки Абин. Князь Большой Жаны владел титулом Старшего князя ЗападнойЧеркессии (князья Зановы), имел регулярное конное войско в 10 тыс. отборных джигитов. Князь Малой Жаны имел регулярное войско в 3 тыс. конных воинов и владел территорией от реки Абин до современного Туапсе. Жанеевцы были основным местным населением и русского Тмутараканского княжества. Византийские хроники называли жанеевцев кубанскими черкесами, а весь Кубанский регион, вслед за арабскими хроникёрами, также с X века н. э., называли Казакией. Каракубанский остров, на землях которого находятся сейчас Маевское и Прикубанское сельские поселения, с древних времен был заселен жанеевцами  и входил в территорию княжества Большая Жана. В 1517 и в 1526 годах посол Германского императора, барон Сигизмунд фон Герберштейн, посещал великое княжество Московское. В своих отчетах о поездках в дальние страны он написал о наших землях: «Там, где Кавказский хребет упирается в нижний рукав Кубани, живут черкесы. Этот народ, надеясь на неприступность своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим законам и обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным образом и пользуются».

 В первой половине XVI века, набирающее силу Крымское ханство начало серию военных походов на земли черкесских племен, и в первую очередь на жанеевские княжества. Военные действия начались в 1524 году и продолжались беспрерывно 14 лет, до 1538 года. Крымское ханство к тому времени стало вассалом Османской империи, и Северо-Западный Кавказ был лакомым куском и для крымских татар, и для турок-османов. За 14 лет беспрерывных военных действий женеевцы потеряли почти половину своего непокорного населения. Турки и татары использовали артиллерию, которой не было у местных народов. Но черкесы сражались все, «от мала до велика». В 1538 году состоялись первые мирные переговоры. Жанеевцам были предложены унизительные условия, которые гордый народ не принял. Военные действия продолжились, в основном на полное уничтожение жанеев. Пленных не было, так как  плен ради сохранения жизни считался у жанеев величайшим позором для всего горского народа. К середине XVI века практически все жанеевские аулы на Правобережной Кубани были уничтожены. Оставшиеся в живых жанеи ушли на левый берег Кубани в Закубанье.

 В 1552 году закубанские черкесы, в т. ч. и жанеевцы отправили делегацию в Москву, к царю Ивану Грозному с просьбой о помощи войсками и оружием. Царь войско не дал, а помог только оружием. Через три месяца жанеевский князь Сибок Кансауров лично отправился к Ивану Грозному, и вернулся с военным отрядом русских войск воеводы Шереметьева. Сын князя Сибока остался в Москве при царском дворе на воспитании, имел титул царевича, обучался царскими дьяками. Царь Иван Грозный посватался к дочери жанеевского князя. В 1553 году (по другим сведениям в 1561 году) объединенное войско черкесских племен и русских отрядов очистило от турок и татар всю правобережную Кубань, Тамань и даже разрушили Керчь на Крымском полуострове. Жанеевцы вернулись на правобережную Кубань в свои родные аулы. Воевода Шереметьев принял присягу у жанеев о переходе в русское подданство. Начались приготовления к свадьбе Ивана Грозного и дочери Сибока Кансаурова. Тем временем Османская империя готовилась к войне с Московским царством. В Крым стягивались войска, на Кавказе полным ходом шла агитация и подкупы влиятельных княжеских родов. Турецкие эмисары действовали по всему Кавказскому региону. Часть горских народов осталась верной Москве, часть переметнулась к  Турции. В Москве тщательно следили за событиями на Кавказе, за Османской империей и Крымским ханством. На тот момент Москва завязла в затяжной войне со шведами, и сил на войну с могущественной Османской империей у Москвы не было. После тяжелых переговоров Иван Грозный подписывает мирный договор с Крымским ханом Менглы-Гиреем II, отказывается от своих притязаний на Кубань и Тамань, и берет в жены дочь кабардинского князя Темгрюка Идарова. Жанеевцы остались одни. Воевода Шереметьев увел русские войска в Москву. Князь Сибок Кансауров со своим двором тоже ушел в Москву на службу к Ивану Грозному, и был отправлен воеводой в Пермский край. Шансов у жанеевцев не было, и в Москве это прекрасно понимали. И вдобавок ко всему в Закубанье началась эпидемия Чёрной чумы. Ходили слухи, что Чёрную чуму в Закубанье завезли турки, но это только предположения. И тем не менее, жанеевцы еще несколько лет бились с татарами и турками. Оставшиеся в живых, в небольшом количестве, ушли в Закубанье. Часть жанеев во главе с князьями Заноко влилась в состав хегайков, еще одна часть влилась в состав шапсугов и натухайцев. Небольшое количество семей жанеев поселилось на Кара-Кубанском острове. В «Списках уничтоженных черкесских аулов в Русско-Кавказской войне 1817–1864 годов» числятся 4 аула жанеев на Кара-Кубанском острове». В 1823 году русский историк Семен Михайлович Броневский написал книгу «Область черкесов». Вот что он написал о жанеевцах: «Жанинцы, жанины или бжана, они жили прежде на правом берегу Кубани, выше и ниже Копыла (ныне Славянск-на-Кубани), но в 1777 году ушли на левый берег, спасая себя от российских войск. В 1802 году черноморские казаки, в отмщение за беспрестанные их шалости, разорили жанинцев совершенно, побили и забрали в плен». Но уже в 1836 году жанеевские аулы на Кара-Кубанском острове были вновь заселены. Под жестким давлением шапсугов, князья Зановы переселили оставшиеся 60 семейств жанеев. (До 1836 года жанеи жили среди шапсугов, и что стало причиной конфликта — в настоящее время неизвестно.) С 1852 года началось межевание закубанских земель под будущие станицы, и к 1857 году жанеев Кара-Кубанского острова расселили по различным горским аулам. По словам адыгского историка И. Хан-Гирея, «Сокрылось самобытное существование жанеев со смертью их последнего князя».

 Историк и исследователь Кавказа Леонтий Яковлевич Люлье написал в середине XIX века: «Жан или жанеевцы, племя некогда могущественное и сильное. Слабые остатки его расположены в 70 верстах ниже бжедухов, на острове, образуемом двумя рукавами Кубани, и называемом черкесами Детляев, а Черноморскими казаками — Кара-Кубанский остров».

 Так закончилась история некогда гордого и могущественного народа, сохранявшего свою идентичность и независимость более 2 тыс. лет. После окончания Кавказской войны жанеевцев практически не осталось, их диалект адыгского языка забыт.  На их древней земле и на их последнем пристанище, землях Кара-Кубанского острова у Верхних Раздёр рек Кубань и Протока, располагаются ныне хутора Маевского, Прикубанского и Анастасиевского сельских поселений.    

КУБАНОВЕДЕНИЕ

Земли Северо-Западного Кавказа в древности. Михаил Иванович Литвишко

Земли Кубани до прихода Черноморских казаков.

Автор: Михаил Иванович Литвишко
Земли Северо-Западного Кавказа в древности. Михаил Иванович Литвишко

Кубань казачья

Автор: Михаил Иванович Литвишко
Земли Северо-Западного Кавказа в древности. Михаил Иванович Литвишко

Как заселялась Кубань. Мифы и действительность.

Автор: Михаил Иванович Литвишко
Земли Северо-Западного Кавказа в древности. Михаил Иванович Литвишко

Государственные символы РФ и Краснодарского края.

Автор: Михаил Иванович Литвишко
Земли Северо-Западного Кавказа в древности. Михаил Иванович Литвишко

От автора. Наша Малая Родина.

Автор: Михаил Иванович Литвишко Сохранение исторической памяти о прошлом нашей Малой Родины — это сохранение...