1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

Казачество,

1) мифы и реальность (коротко).

 

Одна из казачьих заповедей гласит:

«Никогда не считай сына другого народа ниже или глупее себя. Храни достоинство, но не гордись.

Чти обычаи и традиции своих предков.»

 

В феврале 2018 года патриарх РПЦ Кирилл заявил, что называть себя казаками могут только православные люди. Привожу текст дословно: «Без православной веры нет казака, а есть просто человек, одетый в казацкую форму. Нельзя надевать казацкую форму, если ты не православный.»

Нельзя сказать, что наш патриарх Кирилл не знает истории. Это высокообразованный человек, знающий намного больше нас с вами. И он прекрасно знает, что в Российской империи было много не православных, но вполне полноправных казаков.

Еще в 16-18 веках на территории Всевеликого Войска Донского действовало 111 мусульманских мечетей, в которых служили более тысячи мулл и муэдзинов. Это официальные данные, которые находятся в открытом доступе. Из мусульман — казаков формировались отдельные казачьи полки. Например во время Отечественной войны 1812 года из казаков- мусульман Башкирско-Мещерякского казачьего войска было сформировано 20 конных полков, которые достойно воевали не только с французами, но и во всех дальнейших войнах.

Военным Советом Российской империи в 1855 году были изданы в С. Петербурге «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия.»

И, согласно официальным данным, в 1855 году на 18,5 тысяч мусульман в семи казачьих мусульманских полках приходилось 114 мечетей и 169 духовников. С начала 19 века в С. Петербурге действовала «Мусульманская Духовная Академия», в которой готовили мулл для казачьих войск России. И это все на государственном уровне. Российская империя была страной многонациональной и многоконфессиональной. 

Казаки- мусульмане были среди кавказских народов, башкир, татар, казахов. Казаки — язычники были среди тунгусов, эвенков, якутов. Казаки- буддисты были среди калмыков и бурят. Казаки- старообрядцы были среди терских и донских казаков. Причем старообрядцев среди донского казачества по официальным данным было 10-12%. В 1912 году в Донском казачьем войске в Сальском округе в 13 казачьих станицах числилось 30 тысяч калмыков, исповедовавших буддизм. Еще в начале 18 века Петр I инспектировал Терское казачье войско,  и разрешил старообрядцам- казакам их церковную службу. Цитирую дословно: «… Различие в вере не мешает казакам служить России исправно…»

Наши славные предки были веротерпимы, и многие народы исповедовали свою веру, без всяких препятствий со стороны православного духовенства.

В истории нашего казачества даже была женщина- наказной атаман казачьего войска, и далеко не православного вероисповедания.

Во время правления Екатерины II к границам Российской империи прикочевала одна из четырех калмыцких орд, в составе 10 тысяч кибиток. Это более 50 тыс человек, включая членов семей. Привел их князь Тайшин, спасая от поголовного истребления китайцами. Попросил принять подвластных ему калмыков в российское подданство.

В то время, недалеко от стойбищ калмыков, подняли восстание башкиры. Екатерина II поставила условие князю Тайшину. Подавить восстание башкир и привести их к покорности.

В битве с башкирами князь Тайшин погиб, и руководство боем приняла на себя его жена, княгиня Тайшина. Башкиры были разбиты, главари схвачены и в цепях  привезены в С. Петербург.

По именному Указу Екатерины II  из калмыков было сформировано Ставропольское (сейчас это г. Тольятти) калмыцкое казачье войско. Наказным атаманом была назначена княгиня Тайшина с годовым окладом 500 руб серебром. Ставропольское калмыцкое казачье войско просуществовало  до 1842 года, затем было расформировано и частями зачислено в Астраханское, Волгское и Донское казачьи войска.

Среди российских казаков были представители различных конфессий, даже евреи, католики и лютеране. И частенько, плечо к плечу воевали вместе с православными казаками. С 1840 года царское правительство официально разрешило казакам не православного исповедания занимать командные должности. Хотя атаманов- мусульман и до этого в казачьих войсках было много. Дед белого генерала Лавра Корнилова был сибирским казачьим атаманом- мусульманином. И это официальные данные.

Казачья веротерпимость совершенно естественно вытекала из необходимости сплотиться и в мирное время и в военное, отбросив все лишние поводы для конфликтов. На религиозной почве в среде российского казачества конфликтов не было.

Исторически сложилось, что в настоящее время российское казачество активно возрождается, и на исконно казачьих территориях проживают сейчас представители различных народов и конфессий. Их дети все вместе посещают дошкольные и школьные учреждения. Участвуют в различных общественных мероприятиях и учебных процессах. Их отцы, деды, братья достойно участвуют в СВО, защищая наш многонациональный народ от фашизма. Православные, мусульмане и буддисты плечом к плечу стоят в одном окопе. И различие в вероисповедании не мешает им честно и  гордо служить России.

Поэтому исторический опыт веротерпимости наших предков необходимо изучать, учитывать и аккуратно использовать всем, независимо от ранга и занимаемой должности.

Сотник Сербинского ХКО. 

Литвишко М.И.

 

 х. Троицкий, 2023 год.

КАЗАЧЕСТВО. Мифы и реальность

1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

2. Мифы и реальность (коротко)

Автор: Михаил Иванович Литвишко
1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

3. Мифы и реальность. (Казачество и Русь)

Автор: Михаил Иванович Литвишко
1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

4. Мифы и реальность (Современники о казаках)

Автор: Михаил Иванович Литвишко
1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

День женщины — казачки

Автор: Михаил Иванович Литвишко
1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

СУРОВЫ ХУТОРА

Автор: Михаил Иванович Литвишко
1. Мифы и реальность (коротко). Михаил Иванович Литвишко

Запорожское, Черноморское и Кубанское казачьи войска. Краткая история.

Автор: Михаил Иванович Литвишко